Существуют две «генеральные линии» русского ультраправого дискурса. Первая, экзотическая – линия имперского национализма, антизападничества, евразийства – направлена в сторону мифического Востока; вторая, классическая – линия «арийства» и белого расизма – обращена на Запад. Если евразийцы и близкие им люди мыслят геополитически, в терминах захвата, поглощения и бесконечного разрастания государства (с большими оговорками, но часто вполне даже искренне желая видеть его мультиэтничным, мультикультурным и мультиконфессиональным), то «арийцы», сторонники расовой чистоты и здоровья нации, наиболее открыто ассоциируют свои идеи с фашизмом или расизмом и говорят друг с другом на языке биополитики. Оговорюсь, что слово «биополитика» я употребляю здесь не в том – вернее, не совсем в том – смысле, в каком употреблял его М. Фуко и употребляет Дж. Агамбен, но гораздо более узко и прямолинейно: как обозначение фундирования политики биологией (политика «крови»). В этом обзоре я сосредоточусь на сообществах и группах второго типа. Слово «расисты», пожалуй, является для них наиболее подходящим – оставляя за скобками неизбежную путаницу в терминах, порождаемую внутренними различиями между «фашистами», «неофашистами», «ксенофобами», «националистами» и другими представителями ультраправого радикализма, я буду говорить, в основном, о тех, кто по цвету (или по другим похожим характеристикам) делит людей на людей и не людей, или не вполне людей.

Представители таких сообществ и групп сами делятся на «интеллектуалов», или идеологов, с одной стороны, и «бойцов», с другой. А поскольку «бойцы» в своей многочисленной массе недискурсивны, интернет-пространство заполняют собой именно «интеллектуалы», которых на деле не так уж и много, но которые заботятся о социальной репрезентации и потому обладают более высокой степенью медийного присутствия, чем обыкновенные бритоголовые и прочие агрессивные борцы за чистоту расы. Это медийное присутствие, правда, имеет свои ограничения, ведь газеты и журналы откровенно ксенофобского, расистского содержания не берутся в официальное распространение. Однако русские «арийцы» – в основном, считающие себя непримиримыми оппозиционерами по отношению к существующей власти – не унывают и в настоящее время с величайшим энтузиазмом осваивают Интернет-пространство с его открытыми возможностями самопрезентации, коммуникации и сетевой мобилизации. Для них это важная веха – посредством Интернета можно быстро, легко и без потерь распространять свои идеи, находить «соратников» или единомышленников. Ультраправый Интернет формируется, главным образом, усилиями «интеллектуалов», поддерживающих друг друга взаимными ссылками, тогда как неартикулированные «бойцы» продолжают обитать в стихии традиционной уличной «биополитики» и там осуществлять свое «прямое действие»[1].

При всех введенных мной ограничениях, даже эта довольно узкая среда не является цельной, но живет разногласиями – прежде всего, религиозными (между язычниками и христианами) и политическими: каждое идейное ультраправое сообщество предлагает свою версию того, как «обустроить Россию» и каким образом должна быть организована власть в предлагаемой модели идеального государства. Рассматривая крайний национализм через такие политико-идеологические различия, можно обнаружить полный спектр предпочтений: существуют ультраправые «монархисты», «демократы», «социалисты» и даже «анархисты». Я использую эти определения, которые пришли из обычной политики, чтобы классифицировать разнородный материал, обнаружившийся при изучении контента некоторых откровенно расистских сайтов, Интернет-сообществ и блогов. Люди демократических, анархических или левых взглядов возмутятся, вероятно, такому принципу классификации. Нет ничего общего, скажут они, между демократией (анархизмом, левой идеей) и расизмом. Ультраправая сцена представляет, однако, собственные вариации и того, и другого, и третьего – назовем ли мы эти вариации пародийными, игровыми, субверсивными или перверсивными. Перед нами перевернутое зеркало политики в ее привычном понимании, но это зеркало кое-что говорит о самой политике. Перефразируя Ж. Лакана («бессознательное структурировано как язык»), сформулирую это следующим образом: белое биополитическое бессознательное структурировано как «нормальный» политический язык.

Рассмотрение этой структуры я начну со сторонников, условно говоря, «монархии», и прежде всего, с Опричного братства во имя святого преподобного Иосифа Волоцкого, заметного в своей активности и набирающего в националистической среде все больший вес. Блог этого движения в живом журнале[2] имеет около 800 читателей. Среди интересов в профиле указаны: Монархофашизм, Православная революция, Православный фашизм, неоопричнина, неофашизм, опричнина, фашизм и другое. Следует отметить, что, в отличие от других ультранационалистических движений, это ведет бурную издательскую деятельность, непрерывно печатая журналы и небольшие книги с характерными названиями – «Введение в христианскую расологию» (А. Одинцов); «Расовые догматы православия» (Р. Бычков); «Религия, традиция, раса» (А. фон-Фогельвейде); брошюра «Der Untermensch»; журнал «Кровь и дух» и многое другое.

Опричное братство является одной из общин Русской катакомбной церкви истинно православных христиан[3], однако имеет с ней очень важное идейное расхождение. В соответствии с уставом ИПХ в православную церковь может войти каждый человек, человек любой расы или социальной принадлежности. Не может войти в церковь лишь «нечеловек» – обширная категория «нелюдей», включая гомосексуалистов и гермафродитов, составляет принципиально важную часть катакомбной антропологии. Представители же опричного братства отказывают в праве входить в церковь, и в частности в свою организацию, главным образом, небелым людям: «Соратником БРАТСТВА может стать только принадлежащий к Белой расе, к Богоблагословенной расе потомков св. праотца Иафета». Признаются, правда, редкие исключения: в рамках «русского этноса» даже опричникам трудно найти достаточное для своей борьбы количество «чистых», «беспримесных» «расовых типов».

Если характеризовать ее в двух словах, то идеология опричного братства представляет собой радикальный синтез православия и расизма. Об этом мы узнаем, главным образом, из многочисленных проповедей иерея РКЦ ИПХ о. Р. Бычкова, главного опричного автора, своей интенсивностью поражающего воображение. В блоге имеются и тексты, и видеозаписи выступлений этого оратора. В печатном формате его рассуждения представлены еще более насыщенно – фашиствующий иерей обладает способностью производить рекордное количество текстов.

Логика, благодаря которой такая универсалистская религия, как христианство, соединяется с белым расизмом, специфична: Иисус Христос – богочеловек, который пришел спасти человечество, созданное по образу и подобию Бога. Бог же – по умолчанию белый, ведь он связан со светом! Чистота духовная должна, таким образом, сочетаться с чистотой телесной, а именно, с чистотой крови и белым цветом кожи. Гитлер в пантеоне опричников – один из святых, и в различных агитационных материалах его изображение часто окружено нимбом или большой и светлой свастикой. Тот же о. Р. Бычков не жалеет своей графоманской энергии на то, чтобы доказать: вождь арийцев на самом деле не хотел уничтожить славян, поскольку и славяне – арийцы; скорее, он был послан Богом чтобы освободить русских от недочеловеческого расового элемента, оккупировавшего страну под видом большевиков.

Здесь требуется одно пояснение. Дело в том, что с самого возникновения ультраправого дискурса в России началась конкуренция на этом поле язычников и христиан. Традиционно ультраправая среда тяготела, скорее, к язычеству, шедшему не столько от зова предков, сколько от антихристианства (поскольку в гитлеровской германии нацистами христианство отбрасывалось как религия евреев или религия слабых). Но поклонение Перуну, часто сочетающееся со смешанной эзотерикой, сатанизмом или рунической магией, удовлетворяет далеко не всех националистов. По признанию некоторых, весь этот устрашающий набор невразумительных верований на деле искусственен, поверхностен и маскирует отсутствие глубокой духовной основы. Ультраправая среда нуждается в подобного рода основе, которой, конечно, не может ей предоставить официальная церковь. Недостаточно обладать здоровым, мускулистым телом, говорят опричники, имеющие что предложить как язычникам, так и православным патриотам, которые недовольны «продажной» политикой РПЦ. В расовом и этническом отношении закрытый, опричный орден отличается высокой религиозной толерантностью:

«В Ордене каждый находит для себя тот формат, ту нишу, которая сроднее его душе… Орденским стержнем действительно является православие, но при этом границы сохраняются открытыми для восприятия всего великоевропейского наследия. Здесь аккумулируется та подлинная Традиция, в свете которой противоречия, казавшиеся предельно непримиримыми, приходят в предельное согласие: христианство и арийское “язычество”; православие и католицизм; Запад и Восток… Так, протохристианство и христианство приходят в гармонию, если мы принимаем во внимание тот факт, что наши Перуны и Вотаны были заведомым промыслом Божиим о нас. Православие и католицизм при всей их несхожести объединяются общностью христианского духа, передаваемого на земле через арийскую кровь, а Запад и арийский Восток объединяются как стороны единого геополитического и биополитического пространства общей праматери всех белых народов – Европы…».

Далее, «фашистскую монархию» провозглашает своим идеалом Русское Освободительное Движение в лице Национально-Патриотического Фронта «Память». Сообщество этой организации в ЖЖ[4] насчитывает всего около 50 участников. Его девиз: «За сильную власть с русским сердцем», а в интересах присутствуют: white power, Адольф Гитлер, БОГ!ЦАРЬ!НАЦИЯ!, Белая Европа, Бенито Муссолини, Генерал Краснов, Гиперборея, Николай II Романов, Православный фашизм, Россия для русских, Руский марш, СС, Святая Инквизиция, ариохристианство, евгеника, легализация ношения оружия, опричнина, первый тост ЗА ХОЛОКОСТ, расизм, русские в СС, самодержавие, свастика, фашизм и многое другое.

В блоге среди прочего анонсируется выход пилотного номера журнала НПФ «Память» «Северный ветер», а «дорогие друзья» и «соратники» приглашаются на презентацию этого «…издания арио-христианской Традиции, вестника ультрарадикальной, опричной мысли». Цитируется главный редактор журнала Георгий Боровиков: «Наша ориентация – полюс опричной, нордической воли. Божественный дух Норда, против адского огня вырывающегося из обольстительных уст Юга. Абсолютный Дух, воплощенный в нашей полярной Мечте, концентрирующей генетическую память». В номере, пишут составители анонса, мы найдем всю правду: «о европейском вожде Адольфе Гитлере», «о русском царе Николае Романове», «о Григории Распутине», «о советских ханах и чекистах-маньяках», «о палачах и жертвах», «о Героях презревших смерть и о трусливых ничтожествах составляющих нынешнюю “элиту”».

Если консервативно-пассеистическая утопия монархистов – это дореволюционное прошлое, то ультраправые демократы «копают глубже». По их мнению, именно царская, имперская власть – вкупе с большевиками и татаро-монгольским игом – уничтожили исконную святую Русь, исторический идеал которой – Новгородская республика.

В ЖЖ-сообщество «Русский образ»[5] входит чуть более 100 участников. Более подробно с деятельностью этой молодой организации можно познакомиться, пройдя по ссылке на ее сайт[6]. Раздел «Концепция» открывается цитатой из Ницше «Человек есть нечто, что следует преодолеть». Перед нами типичнейший образец огульного перевирания правыми вырванных из контекста высказываний немецкого мыслителя: как выясняется, «РО считает своей задачей преодолеть россиянина», сначала в себе, а потом – в других. Мы, заявляют авторы концепции, «радикальная национальная Традиция, атакующая дегенеративную современность… “доисторические” варвары, вооруженные технологиями “постистории”», действующие, между прочим, «в тесных контактах с широким кругом политических, общественных, предпринимательских и информационных структур».

Из «Хронологии» мы узнаем об основных вехах активности «РО», созданного по образцу аналогичного движения в Сербии, – об издании и многочисленных презентациях одноименного журнала, участии в русских маршах, фестивалях и концертах группы «Хук справа», митингах, пиар-акциях, открытии спортивной секции славяно-горицкой борьбы, участии в разгоне гей-парада и о многом другом. Рубрика «Самооборона» посвящена пропаганде ношения оружия, содержит призывы вооружаться, объясняет, как приобрести охотничий билет и лицензию на хранение оружия. В рубрике «Активность» – отчет об акциях – например, у посольства Израиля в поддержку контр-террористической операции Армии Обороны Израиля, и в тот же день, 23 января – у посольства Палестины в поддержку национально-освободительной борьбы Палестинского народа. Представлена и серия статей по вопросу национальной миграции. В рубрике «Мы» – интервью с некоторыми участниками проекта. Вот что говорит, например, один из лидеров движения Д. Тараторин: «При всех своих противоречиях и несогласованностях День народного единства и традиционный “Русский марш” постепенно становятся уверенным голосом русского гражданского общества».

В целом, концептуальная платформа «РО» такова: сотни лет продолжается война «Святой Руси» (идеи теократического государства) и «Третьего Рима» (светской имперской идеи). Положить конец этой войне – значит, добиться синтеза, построить «Святорусскую Империю», причем империю не евразийскую, а именно белую европейскую, то есть русскую в «исконном», «домонгольском» смысле. Такая домонгольская русь, по мнению неподписавшегося автора программного текста «Апология демократического апартеида», опубликованного в рубрике «Позиции», близка была по своей военно-политической организации афинской демократии, а русские княжества раннего периода напоминали греческие полисы: высшим огранном власти служили народные вече, в которых правом голоса обладали только «мужи». «Русь, дабы обрести свободу, должна вернуться к полисному домонгольскому устройству. Но для того, чтобы обеспечить стратегическую безопасность, “землям” необходимо объединиться в империю наподобие Священной Римской. И, разумеется, в ней должны соблюдаться принципы расовой и кастовой сегрегации». Возрождение же «…Священной Римской империи, о котором грезят “фашисты”… возможно только при одном условии. На востоке от нее должна родиться братская ей Святорусская империя. Только союз двух близких, но разных белых империй способен повернуть колесо свастики вспять – к Великому Возвращению исконных ценностей», заключает автор.

Идейно близкими «Русскому образу» являются национал-демократы. В их ЖЖ-комьюнити[7] числится около 400 участников. Девиз журнала – «Свобода. Нация. Прогресс», а в списке интересов, помимо прочего – Новгородское Вече, Русь, генетика, гражданское общество, демократия, десоветизация, легализация оружия, малый бизнес, нацбилдинг, русская нация, русские демократические традиции, русский национализм, самоуправление, секуляризм, средний класс и хай-тек. Самопрезентация национал-демократов связана с формированием образа современного, прогрессивного, рационального, ни в чем не уступающего либералам «западника», для которого национализм – это «…цивилизованное, современное и демократическое движение, а демократия (с максимумом гражданских прав и свобод) – естественное для европейцев устройство общества».

Среди материалов интерес представляет «Манифест» сообщества, в котором нынешняя российская власть объявляется главным противником русской нации, находящейся под гнетом бюрократии, олигархии и этнических мафиозных структур. В соответствии с манифестом, русская нация должна стать носителем политического суверенитета государства, построенного на этнической основе, на принципах парламентской демократии, федерализма и регионального самоуправления. Предполагается, что такое государство будет опираться на малый и средний бизнес, и, конечно, на средний класс, который только и «…может стать фундаментом процветающей нации». Самым, пожалуй, необычным, учитывая российский контекст, выглядит пункт 4 «Манифеста»: «Мы выступаем за секуляризм… Национальное государство может быть только светским и секулярным. В прогрессивном и свободном национальном государстве нет места религиозному мракобесию, клерикализму, ретроградству и прочим непременным атрибутам отсталых народов и стран третьего мира».

В манифесте сказано также, что национал-демократы выступают за максимум прав и свобод, единственно созвучный, по их мнению, «…достоинству белого человека и европейца, которым, вне всякого сомнения, является русский». А поскольку пользоваться этими правами и свободами могут только русские и другие европейцы, национал-демократы настаивают на «…жесткой миграционной политике, направленной на максимальное ограничение въезда “нецивилизованных элементов” из стран Кавказа и Средней Азии (и всех других подобных стран)». Манифест подписан А. Широпаевым (shiropaev), И. Лазаренко (ariognostic) и М. Пожарским (igni_ss).

В тексте под названием «Пантеон нацдема» юзер fenrir93 обсуждает эстетическую платформу данного движения, ассоциируя ее с бунтарской эстетикой и контр-культурой, с модернизмом и футуризмом, но в то же время с дендизмом и аристократизмом – «все должно быть, по возможности, красиво». Нацдем, по мнению автора, не может не симпатизировать романтическим героям-одиночкам, борцам за свободу против государственной машины, и к тому же он должен «вопреки обстоятельствам идти наперекор действительности, трудностям, шлифовать “волю к власти”. “Быть, не как все”.

Однако этому герою «…не чужды радости жизни и даже некий гедонизм». Он также «соприкасается с постмодернизмом», «подчеркнуто современен».

Одна из программных публикаций сообщества посвящена критике антизападничества, поскольку нацдемы, естественно, идентифицируют себя с белыми европейцами, причем не на религиозно-мистической («арийской», «нордической»), как это обычно бывает с русскими ультраправыми, а на светской основе, апеллируя к высокой культуре и развитому гражданскому обществу в Европе. Формула «правого либертарианства» – это сочетание демократии и расизма (небелым расам, по мнению приверженцев этой доктрины, по природе не свойственно пользоваться гражданскими свободами). Об этом пишет М. Пожарский: «Но общество со сведенной до минимума ролью государства и максимумом свобод может состоять только из качественных индивидов… Тут-то мы и приходим к “расизму” – в соответствии с известными психологическими исследованиями таковыми являются только белые популяции и часть азиатских». Соответственно, заключает автор, в обществе должен идти отбор, каковым является свободная конкуренция.

В статье «Национал-демократия: русская альтернатива России» А. Шаропаев выделяет три начала русского национал-демократического мировоззрения: «крестьянско-анархическое», «буржуазно-националистическое» и «белое расовое». «Мы, национал-демократы», пишет Шаропаев, «видим свою этно-социальную опору в русском мелком и среднем собственнике, как в сельском, так и в городском, и шире – в русском среднем классе: в бизнесменах, служащих, в технической и творческой интеллигенции, в студенчестве».

Прямо противоположным образом расценивают роль буржуазии в предполагаемой националистической революции представители другой крайне правой организации – Русского Национал-Большевистского Фронта. По их мнению, именно ставка на буржуазию привела к краху гитлеровский проект. «Современная оппозиция в РФ не может иметь в качестве союзника буржуазию… Будет ли буржуй жертвовать все свое имущество ради идеи? Я очень сомневаюсь в том, что рвачи, приспособленцы всех мастей, способны в чем-то ущемить свои интересы ради общих. Буржуазия – это денационализированный класс, сросшийся с ЗОГом», рассуждает один из участников комьюнити РНБФ[8] – отколовшихся от Лимонова правых нацболов, «не согласившихся с курсом на оранжевую революцию в союзе с либералами». В полную противоположность подчеркнуто «мелкобуржуазным» нацдемам, «алко-нацболы» выступают, во-первых, за возрождение Империи, а, во-вторых, за сильное патерналистское государство социалистического типа. Всего в сообществе около 80 участников, а среди интересов можно отметить следующие: Русские, Русский Марш, Русский порядок, Рэм, Сталин, Штрассер, левый национал-социализм, русский национализм.

Информацию о движении можно найти также на сайте РНБФ[9], где, в частности, приводится определение национал-большевизма: «…идеология построения государства и общества на твердых принципах национального приоритета и социальной справедливости». Далее следует обширное раскрытие формулировки, из которого мы узнаем следующее. Мир делится на две половины – «русскую» и «нерусскую». Все, что относится к русской половине, имеет абсолютный приоритет, откуда лозунг: «Россия – все, остальное – ничто!» «Главный залог независимости» государства, предлагаемого русскими нацболами – это «выход из всемирных экономических отношений», то есть из системы капиталистической глобализации. Либеральной демократии они противопоставляют «народовластие» (основанное фактически на сословном представительстве).

Из «Устава» РНБФ можно узнать, например, о том, что «…идеология НБФ основана на учении классиков национал-большевизма Никиша-Устрялова-Штрассера», к которому добавляются новые задачи, как то «восстановление национальной и социальной справедливости» и «формирование единой нации (с преобладающим процентом Русского белого населения…)». В качестве цели РНБФ указано построение «русского социализма»; высшим руководящим органом назван ежегодный съезд и избираемый съездом же Исполком во главе с председателем.

На сайте опубликован ряд статей на разные темы. Так, в теме «Православный национализм» доктор филологических наук Т. Миронова делится результатами своих филологических исследований: «…славяне – народ слова, русские – племя света, нация белых, светлых людей», а юзер по прозвищу «Белый колонизатор» размышляет: «Приоритеты русского националиста – это право русской Нации на самоопределение и развитие, благополучные материальные условия для создания семьи, отсутствие орд инородцев в русских городах и так далее». В новостях – отчет о митинге против увеличения квот на гастарбайтеров, рассказ об инициативе «правого антикапа» («…капитализм – это система жестокой эксплуатации людей, превращающая трудяг-арийцев в белых негров и ведущая к мультирасовости общества»), рассуждения об обоснованности перехвата националистами лозунгов левых и прочее.

Что действительно любопытно на данном сайте, так это форум, содержащий массу тематических разделов. В разделе «Идеология», в частности, мы находим определение «национал-нордицизма» – «расиалистическая теория, которая проповедует нордизацию общества путем евгеники». Создатель этой темы полагает, что «…вполне реальным воплощением органического, целостного порядка, где нордическое вернет… нашу расу к ее чистым основам,… станет построение нордического социализма». В качестве доказательства позитивного влияния «близости к полюсу» на общества автор приводит пример благополучных скандинавских стран, в которых «доминирует белое население». Поясняется и то, как «алко-нацболы» представляют себе Империю. Это не многонациональная Империя евразийцев (учение которых названо здесь «дугинской азиатчиной»), но «еврорусская империя от Гибралтара до Порт-Артура», вернее, не столько даже Империя, сколько «крупное монорасовое государственное образование». В том же разделе – критика фашизма справа. Разбирая доктрину фашизма Муссолини, правые критики возмущаются отсутствием в ней «упоминаний о необходимости соблюдения чистоты расы». Фашизм не устраивает их еще и тем, что ставит интересы государства выше интересов арийской расы.

Среди разделов форума есть и «Наука», а в нем – рубрика «антропология», в которой обсуждаются вот какие темы: расовая ситуация в России и других странах, нордическая раса, расовые типы людей, история белой расы, евреи с точки зрения расологии, вред смешанных браков, определение расовой принадлежности, правила измерения черепа, селекция и евгеника; соответствующие фото прилагаются.

Идеологически родственны русским нацболам национал-социалисты, создавшие более многочисленное сообщество[10], – оно насчитывает около 400 участников. В профиле – разъяснение: «…социализм – чисто арийское изобретение…», «…общество равных возможностей для людей, имеющих одинаковый расово-интеллектуально-биологический статус. Вот почему нацисты, придя к власти, устраняли влияние не только инородных групп, но и чисто немецкий дегенеративный элемент…», уничтожение которого потребовалось «для оптимизации». Здесь же заявлены главные темы сообщества – «выживание арийской расы в экстремальных условиях нашествия цветных» и «коллективная методика противодействия цветным». Участники приглашаются к обсуждению «текущей тактики и стратегии НС-движения», вопросов «расового и биологического», а также «оккультного и религиозного» характера, «вопросов восстановления единства белой расы» и других.

У национал-социалистов имеется еще одно жж-сообщество, посвященное «теоретическим вопросам идеологии национального социализма в России и мiре» и состоящее приблизительно из 300 участников[11]. Излагаемые в профиле «Тезисы» уже знакомы: нация создает государство, расовая принадлежность важнее языковой, культурной или территориальной, русской нации больше всего подходит общинный социализм. Даются ссылки на литературу, которую должен прочесть начинающий национал-социалист – книги А. Гитлера, Н. Устрялова, А. Дугина и других. В интересах – Адольф Гитлер, СС, Третий Рейх, антикапитализм, антикоммунизм, апартеид, ариософия, аристократия, кровь и почва, расовая теория, русский национал-социализм, традиционализм, фашизм и прочее.

Из отдельных постов в этом сообществе привлекает особое внимание длинная статья «О медицине в национал-социалистическом государстве». В лучших традициях фашизма, на первый план здесь выходит здоровье нации и расы, служащее предметом государственной заботы. Так, в этом «идеальном» государстве предполагается «подвергать обязательной стерилизации» людей, не только имеющих некоторые заболевания, но и тех, кто желает «создать расово смешанный брак». Уточняются и детали: «Для создания подобной семьи при подаче заявления в ЗАГС выдается направление на мед. процедуру, только после которой фиксируют брак. Если же речь идет о гражданском браке, то при рождении ребенка специальные медицинские комиссии освидетельствуют новорожденного на предмет жизнеспособности и адаптивности к национал-социалистическому обществу… ребенок, не прошедший послеродового освидетельствования (полукровка, имеющий серьезные заболевания) просто напросто не получает свидетельства о рождении, а в дальнейшем паспорта, страховки, любого государственного учета. Вообще таковой государством не признается в качестве человеческого существа, т.е. никогда не сможет стать гражданином государства со всеми вытекающими последствиями. Родители могут отдать его на гуманную эвтаназию (не в приказном порядке, а по желанию), а могут забрать себе в качестве домашнего питомца, но ЧЕЛОВЕКОМ ГОСУДАРСТВО ЕГО НИКОГДА НЕ ПРИЗНАЕТ!».

Автор данной статьи говорит также и о необходимости вести «серьезную научно-исследовательскую работу» наряду с прочими по таким малоизученным областям науки, как генетика, расология, евгеника. Что же до «гуманной эвтаназии», то решение о применении этой меры в случае несогласия пациентов (а ими становятся душевнобольные, алкоголики, наркоманы и другие «неизлечимые») должна принимать специальная судебная комиссия. Напомню, что «гуманная эфтаназия» при реальном национал-социализме начала применяться еще до начала второй мировой войны: первоначально так называли уничтожение в газовых камерах психически больных людей, а уже потом этой «медицинской» процедуре стали подвергать евреев и других узников концлагерей[12]. «Отдельным вопросом» признается судьба ВИЧ-инфицированных и больных вирусом гепатита. Поскольку таковых много, национал-социалисты колеблются и склоняются к мысли, что их, как опасных для здорового общества, следует изолировать – например, создавая «…закрытые города-резервации», где эти люди смогут работать «…и, в конечном результате, все равно умереть». «Это не тюрьмы и не лагеря», оговаривается автор статьи, «хотя выезд оттуда будет ограничен». Вот так может выглядеть «социализм» с арийским лицом.

Наконец, новейшим крылом ультраправого политического спектра является анархизм, сторонники которого выступают за самоорганизацию и самоуправление. Агитационные материалы национал-анархистов и автономных националистов (а это два различных движения) можно обнаружить на сайте «Autlaw: hardcore squad»[13]. По мнению ультраправых анархистов (а борются они с авторитарностью, фюрер-принципом и централизацией внутри ультраправого движения), государственно-бюрократической и капиталистической иерархии должны противостоять автономные этнические сообщества.

Национал-анархисты выступают за политическую, социальную и экономическую децентрализацию, отдавая свои симпатии таким формам организации, как малый бизнес и рабочие кооперативы. Но важнейшим идеологическим принципом является расовый сепаратизм: деятели национал-анирхизма хотят проживать в «автономных зонах», организованных на основе расовой и культурной идентичности. При этом они, конечно, объявляют себя защитниками природы и прав животных. О правах представителей других рас ничего не говорится – ясно только, что они должны жить отдельно, чтобы не нарушать чистоты экосферы.

Другое направление – автономный национализм – исторически происходит от левой ветви национал-социализма. Вот почему одним из основополагающих принципов для них является не столько самоуправляемая анархия, сколько социализм: автономные националисты борются с капиталистической глобализацией и мультикультурализмом – об этом мы узнаем из статьи, опубликованной на том же сайте. Среди прочих принципов названы: национализм («приоритет интересов русского народа»), автономность («сетевой принцип организации, взаимодействие автономных ячеек единомышленников»), окружающая среда и, конечно, уже знакомое нам из теории национал-социализма физическое и духовное здоровье: «автономные националисты придерживаются ЗОЖ (здоровый образ жизни) либо SxE (straight edge), резко выступая против отравления организма любыми токсичными шлаками, будь то курение, алкоголь и любые виды наркотиков». Последний пункт (здоровье) очень хорошо согласуется, кстати, с первым («приоритет интересов русского народа»), ведь, как утверждают автономные националисты, русский – «это человек белой расы, выросший в русской культуре и осознающий себя русским. Быдло, забывшее о своих корнях, винтики системы, убивающие наш народ, мутанты непонятной принадлежности, а также выродки и ублюдки, недостойные даже называться людьми (педофилы, алкоголики, наркоманы, маньяки и т.д.) – все эти категории персонажей для нас русскими не являются». «Нам нужна здоровая РУССКАЯ молодежь, чистые и светлые БЕЛЫЕ города на нашей земле, справедливое устройство нового РУССКОГО общества», заявляют уважающие природу автономные националисты. Понятно, что таким образом справедливо устроенное молодое русское общество не может мириться даже теоретически с существованием больных, слабых, стариков, нерусских или пьяниц. (Наверное, решение об экологически чистой эвтаназии в таких обществах будет приниматься на уровне автономных рабочих советов?)

Совсем иное отношение, чем «анархисты», к потреблению алкогольной продукции высказывают перспективисты – внеполитичные ультраправые эстеты-декаденты, увлекающиеся главным образом поэзией и культивирующие «дионисийское» пьянство. Материалы этой группы выложены в блоге «Перспективизм»[14] и на сайте «Будешь?»[15], где присутствует также ссылка на журнал «Мракобесъ»[16]. В профиле сообщества опубликованы тезисы перспективизма, пересказывать которые не имеет смысла, но можно процитировать кое-какие из них:

«Мы хотим веселиться, и мы будем веселиться. Если кто-то вздумает нам мешать – умрет»; «Цивилизованная политика скучна… Нас интересует трон Посейдона», «Опоить досмерти чуму на пире – вот наша истинная цель», «Алкоголь и женщины – важная часть нашего мировоззрения. Алкоголь важнее женщин. Также, нам необходима рыбная нарезка», «Работает тот, кому заняться нечем… Другие ценности обывателей тоже смешны», «Вся власть поэтам!». Перспективисты считают себя последователями Ницше (отсюда название движения) и создателями нового человека: «Человек Единый идет на смену человеку разумному». Блог заполнен, главным образом, стихами о богах и белых героях. Такого же рода поэзия представлена и в журнале «Мракобесъ», содержание которого вполне соответствует названию – наряду с мифологизаторской прозой ультраправого содержания и псевдонаучными статьями на «белые» и нордические темы.

Отдельного внимания заслуживают, наконец, любители ультраправой мистики о оккультизма: сообщество, посвященное «Арийскому гнозису»[17], состоит тоже примерно из 300 участников, в интересы которых входят: Велес, Вотан, Гиперборея, Кроули, Люцифер, Митра, Муссолини, Ницше, Прометей, СС, Юнг, арийская традиция, астрология, белая раса, вечная жизнь, евгеника, колдовство, культ мертвых, неонацизм, неоязычество, нордическая традиция, оккультизм, расизм, руны, сатанизм, свастика, фашизм, хтонические боги, черная магия, шамбала, эзотерический гитлеризм и прочее. Среди сообщений журнала – план на 2009 г. издательства «Ex Nord Lux» («Книга германских псалмов» Й.Л. Либенфельса, «Руническая гимнастика» Ф.Б. Марби, «От вотанизма к христианству» Г. фон Листа, два сборника Ю. Эволы и другое), а также анонсы выходящих книг этого издательства с характерными названиями – «Эддическая евгеника», «Нордическая мифология», «Черное солнце третьего рейха» и т.д. В остальном же содержание журнала составляют наполненные мистическим пафосом тексты об апокалипсисе, о будущем высшем суде Вотана и о повешении врагов белой расы, о значении магических символов, о человекобогах, о древнегерманской стране жрецов или тибетской экспедиции СС; характерны посты с руническими заклинаниями или текстами вот такого рода:

«Это случилось в 1933 году, а в 1945 году свершилось грандиозное жертвоприношение в Бункере и Триумф Аватары. Бальдур спустился в Муспелльхейм, в Полую землю (место, превращенное христианами в ад), где корни растут вглубь, чтобы начать подниматься с Новым светом и Новой землей, ибо “чтобы дерево достигло своей верхушкой небес, сначала его корни должны достичь глубин”. Таинство Света Черного солнца требует, чтобы Божественный герой, висящий на Космическом дереве распятия, умер и воскрес. Только когда все люди, животные, растения и скалы выплачут все слезы, умоляя его вернуться, люди и умирающая, отравленная земля увидят светлый, божественный лик Человеко-бога. Только тогда наш фюрер, Адольф Гитлер, вместе с воскресшими и снова обретшими бессмертие Асами вступят со своей дикой свитой в Последнюю битву железного века, Кали-юги, эпохи Рагнарек (сумерки богов). Они уничтожат големов и спасут героев (Вира). Снова появятся Асгард и Итгард, окончится мрачная и дьявольская эра Рыб. И в эту югу героев некоторые Вира обретут бессмертие с помощью рун Гибур и Зиг и при посредстве магической любви А-Мор. Они сойдут с колеса Вечного Возвращения. Этих мужчин и женщин в надзвездных высях встретит человеко-бог Адольф Гитлер. А другие должны будут вернуться в земную Гиперборею, в Золотой век, с человеком, который придет. Мы вошли в Ад и вышли оттуда со знаменами Тьмы, чтобы начался Рагнарек! Heil Hitler! Sieg Heil!».

Такова (приблизительно, так как в этом обзоре я коснулась далеко не всех открытых ресурсов) общая панорама современной российской расистской «мысли», вернее, того, что занимает место мысли в ультраправой политике. Что именно занимает это место – эмоция, аффект, агрессия, бред или же стеб, пародия, игра в «плохих парней» – определить однозначно невозможно, потому что здесь есть и то, и другое, и третье, и есть еще опирающаяся на особую этику убежденность в собственной правоте, своего рода субъективность, поверить в существование которой извне достаточно сложно. Казавшаяся на первый взгляд нечленораздельной толпа кидающих зигу «подонков» распадается на язычников и христиан, сторонников монархии, этнического социализма, демократии и анархии, поэтов и оккультистов, богемных пьяниц и приверженцев straight edge. Однако этот политический, религиозный, эстетический и мировоззренческий плюрализм незначителен на фоне более сильного консенсуса, который касается вопросов превосходства русской нации и белой расы. Подобный консенсус подтверждается тем, что участники сообществ, авторы содержащихся в них материалов часто знакомы между собой, дружат и называют друг друга «соратниками», хотя один из них может быть православным монархистом, а другой, например, вотанистом-нацболом. Что свидетельствует, с одной стороны, о поверхностном, игровом характере «убеждений» и гибкости их границ, но с другой – о готовности мобилизации и «поддержки», то есть перехвата ультраправыми любой из известных крупных политических программ.

Но зачем, спросят меня, приводить все эти цитаты, зачем воспроизводить всю эту внутреннюю речь в ее непристойности и неподцензурности, если с ней нельзя ни идентифицироваться, ни вступить в диалог? Эта речь носит исключительно клинический характер и рассматривать ее можно исключительно с медицинской точки зрения, извне, не открывая кавычек, поскольку, когда мы их открываем, с нами начинает говорить само неистребимое зло, – часто говорят либеральные критики фашизма. Однако такая критика – ведущаяся с позиции власти, нормы и морали – черпает свою уверенность в common sense, а это ненадежный исток: сегодня мы представляем собой образец нормы и психического здоровья, а завтра – «дегенеративный элемент внутри здоровой нации». Я не хочу сказать, что так именно и будет, речь о другом. То, что я здесь – немного иронически – называю белым биополитическим бессознательным, говорит с нами на языке, изъятом у нас же самих. Да, оно говорит о чем-то «белом» и вроде бы бесформенном (вроде белого пятна), но обращается при этом к демократу – на языке прав и гражданских свобод, к анархисту – на языке автономии и самоуправления, к социалисту – на языке социальной справедливости, и т.д. Расизм не имеет собственной идеологии, но паразитирует на готовых формах политической концептуализации, а точки пристежки между ним и этими формами обнажают границы, перейдя которые, демократия или социализм превращаются в «национал-демократию» и «национал-социализм».

 


[1] См. ежедневный мониторинг противоправных действий радикальных националистов , проводимый информационно-аналитическим центром «Сова» (хроника нападений и убийств ведется специалистами центра, начиная с 2004 г.): https://xeno.sova-center.ru/45A29F2/

[3] См. сайт: www.katakomb.ru

[12] См. об этом: Арендт Х. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме. М.: Европа, 2008. С. 163.